Какими методами воспитывать в детях трудолюбие

Труд — это не только скучные обязанности, но и радость творчества, удовольствие от результатов работы, духовный рост. Цель трудового воспитания — не просто научить ребёнка определённым навыкам, но и сформировать в нём самостоятельность, ответственность, терпение и волю.

Воспитывать в малыше умение трудиться нужно с самого раннего возраста. Многие родители поступают недальновидно, ограждая его от бытовых обязанностей, считая, что он слишком маленький. Занятой маме проще сделать всё самой, чем учить одеваться, убирать за собой, выполнять несложные работы по дому.

Приемы и методы трудового воспитания детей

Легко привить навыки трудолюбия в процессе игры. Задача взрослых — объяснять детям важность выполняемых действий. Маленьким полезно читать сказки, стихи и поговорки о труде. Старшим нужно рассказывать, какие профессии существуют, для чего они.

Чтобы воспитать к крохе трудолюбие, родителям нужно терпеливо помогать. Не раздражаться, когда ребёнок совершает ошибки. Поощрять в нём желание помогать другим. Хвалить за выполненную работу вне зависимости от результата. Главное — самим быть примером для своего малыша. Бесполезно приучать мыть посуду дочь, если мама ненавидит это занятие.

Детям важен не столько результат деятельности, сколько процесс. Чтобы он приносил удовольствие, организаторам занятия нужно создать благоприятные условия для него. Нельзя насильно заставлять кроху выполнять то, что ему не нравится.

Когда начинать трудовое воспитание ребенка

Первый шаг — научить самообслуживанию. В два года дети с помощью взрослых могут одеваться, выполнять гигиенические процедуры, складывать вещи на место. Не нужно предлагать свою помощь, если ребенок уже может выполнить эти действия самостоятельно.

В 2,5 ребёнок с удовольствием осваивает навыки ручного и художественного труда. Лепка, конструирование, аппликация — все эти занятия приносит немало радости, позволяют малышу видеть результат своей деятельности. Ребенок с восторгом понимает, что может преобразовывать свой мир.

К трем годам дети с интересом осваивают хозяйственно-бытовые работы. В этом возрасте у них сильное желание копировать действия родителей. Выполняя «взрослые» действия, кроха чувствует себя нужным, получает радость от сотворчества.

4-5 лет — возраст активного познания устройства окружающего мира. Задачи трудового воспитания — заложить в нём основы экологического сознания, помочь ощутить себя частью природы. Дошкольники активно работают в живом уголке, садят и поливают растения, убирают на территории ДОУ. Это развивает доброту, патриотизм, ответственность.