Как пережить кризис трех лет: особенности воспитания ребенка в 3 года

В педагогической литературе о кризисе трех лет написано очень много. Но родители трехлеток знают о сложностях этого периода не по наслышке. Трудно не заметить, кода ласковый котенок вдруг превращается в упрямого ослика, который капризничает и упрямится. Непослушание, вспышки агрессии и истерики – все это издержки становления личности. Малыш начинает осознавать свое «Я», стремится к независимости и самостоятельности. А еще он не знает, что с ним происходит. И задача взрослых помочь ему пережить этот сложный период.

Проявления кризиса трех лет

Определить, что ребенок подошел к этому возрастному кризису можно по следующим признакам:

1. Негативизм. Малыш начинает отрицать практически все, даже самое очевидное. И неважно, что отрицать, главное не соглашаться с взрослыми. Такое поведение говорит о том, что малыш начал борьбу за право иметь собственное мнение.

2. Самостоятельность. К трем годам ребенок осознает, что он личность, и начинает называть себя в первом лице. В его речи все чаще встречается «Я сам». Он ощущает, что многое может сделать самостоятельно, без помощи взрослых. Все эти выражения самосознания становятся толчком для развития самостоятельности и независимости.

3. Непослушание и капризы. В этот кризисный период трехлетка, особенно если ребенок один и окружен множеством любящих взрослых, становится непослушным, шаловливым, требует немедленного исполнения всех его прихотей. Так маленький тиран определяет границы дозволенного.

Особенности воспитания трехлетнего ребенка

Как же вести себя родителям, каким должно быть правильное психологическое, нравственное и физическое воспитание детей 3 лет?

Во-первых, как говаривал старина Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». И, море терпения и понимания. Сложно не реагировать на истерику, однако, оставшись без зрителей, скандалист быстро успокоиться.

Во-вторых, чтобы воспитать самостоятельного, уверенного в себе, умеющего справляться с возникающими трудностями человека, необходимо трехлетнему малышу дать больше свободы. Самостоятельно одеться, убрать игрушки, расставить книжки – ему все под силу, ведь он уже взрослый и мамин помощник! Взрослым нужно терпеливо ждать, не вмешиваясь, пока не попросит о помощи.

В-третьих, меньше осуждения и больше похвалы. Для ребенка в этом возрасте важно знать, что он хороший. Нужно осуждать его поступки, а не самого ребенка. И обязательно похвалить за каждое новое достижение и подбодрить в случае неудачи.

В-четвертых, для воспитания волевых качеств и развития самодисциплины очень важно научить малыша соблюдать режим дня, сформировать привычку к регулярным физическим упражнениям.

Заметив первые признаки наступления кризисного периода, родителям стоит изменить стиль общения с ребенком. На этом этапе родительско-детские взаимоотношения должны перейти на новый уровень, основанный на терпении и понимании родителей.