Можно ли воспитать духовность?

Воспитание высокоморального общества тесно связанно с понятиями «духовность», «духовное развитие», «духовное формирование личности».  Современное общество не понаслышке знакомо с многими разновидностями кризиса. Экономические и социальные проблемы отходят на задний план в сравнении с кризисом морали и духовности.

Потенциальная опасность

Жизнь в обществе, где каждый второй человек ощущает собственную бессмысленность, становится угрожающей. Систематическое разрушение привычных устоев и дискредитация новых моральных догм вводит в смятение, вызывая эффект слепого котенка.  Неподготовленному человеку не просто отыскать правильные ориентиры в жизни. Именное поэтому духовное воспитание детей в школе призвано направлять юные умы, расставлять указатели в поисках цели в жизни.

Для людей не знакомых с понятием духовности не существует абстрактных ценностей. Понятия «правильный выбор», «честь», «воля», «достоинство», «патриотизм», «социальная активность» заменены на прагматичные материальные блага или же попросту незнакомы. Современное духовное воспитание детей в школе не возможно свести к сухому, четкому набору определенных знаний.

Основная цель — привить способность мыслить трезво, открывать свой разум на встречу новым горизонтам, пробуждать и использовать во благо возможности внутреннего мира, силы духа.

Аспекты духовного воспитания

Комплексная картина духовного воспитания и развития учеников строиться на отдельных ценностях, которые в будущем позволят состоявшемуся человеку ощущать себя неотделимой частью мира и бытия:

  • Сочувствие, сопереживание, чувство сопричастности.
  • Семейные ценности.
  • Трепетное отношение к своей Родине.
  • Экологические знания, умение ценить и готовность охранять природу.
  • Основы христианской морали.
  • Благополучие в обществе.

Это лишь базовый перечень моральных инструментов, способных легонько подтолкнуть школьника к осознанию себя неотъемлемой частью мира, возможность более широкого раскрытия понятий нравственности и ответственности.

Задачи учителя

Перед преподавателями стоит нелегкая задача, решение которой базируется на:

  • оказании необходимой педагогической помощи для осознания ребенком собственного мировосприятия,
  • актуальной поддержке в процессе общение в реальном и виртуальном пространстве,
  • разумной интерпретации ценностей морального, культурного воспитания,
  • аргументированной подаче основных духовных аспектов: бережное отношении ученика к самому себе и окружающему социуму,
  • развитии и укреплении душевных сил ребенка.

Современные реалии выводят воспитательный процесс на совершенно иной уровень. Пользуясь устоявшимися принципами и популярными источниками, преподаватель должен научится переносить ценные знание и мудрость веков в современную плоскость социальных отношений. Любой педагогический опыт именитых мастеров мысли необходимо преобразовать, чтобы подать в доступной форме детям и родителям.   

 Роль преподавателя Или собственный пример

Каждый учитель ждет от учеников уважения и понимания.  Устоявшиеся нормы не допускают злостных нарушений дисциплины, имеют суровые наказания и массу неприятных для ребенка последствий. Жесткие меры – действенный инструмент духовного воспитания? И почему превосходные разработки уроков морального развития не приносят ожидаемых плодов? Для каждого школьника само понятие морали связана с возвышенными поступками. Его нельзя навязать или насильно привить. Многие вчерашние деты вырастают с откровенным отвращением к добродетели потому, что ее бесконечно навязывали, перекармливали высокопарными словами без подтверждений.

Основа успеха — искренность

Каждый школьник должен самостоятельно открыть гармонию тела и души, красоту окружающего мира и неподдельную сладость чистого альтруизма. К любому хорошему поступку должны привести побуждения, которые и характеризуют нравственный облик и потенциальные возможности ребенка к высокоморальным поступкам, состраданию, заботе о близком окружении.  Задача учителя – по достоинству оценить искренность поступка.

Воспитательный процесс в школе —  дело настоящих героев. Сложности будут возникать постоянно, если учитель говорит красивые, но пустые слова. Унылый преподаватель с плохим расположением духа может затронуть струны детской души лишь несколько раз, если же такое отношение к аудитории будет постоянным, дети быстро потеряют нужный настрой, придет равнодушие, а следом – усталость от морали и злость. Важно не допускать собственного негативного примера, следить за каждым словом пристально и внимательно, так как сами дети следят за своим учителем. Духовность нельзя навязать, ее можно только воспитать посредством достойного собственного примера.