Грамотное воспитание ребенка старшего дошкольного возраста — фундамент для развития целостной самодостаточной личности.

У деток к 5-6 годам совершается формирование психоэмоциональной устойчивости, способности самоконтроля, причинно-следственного анализа происходящего, осознанности собственной значимости и деятельности. Именно в этот период почва является наиболее благоприятной для заложения правильных жизненных основ и ценностей.

Рассматривая особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста важно понимать — полноценное всестороннее развитие малышей невозможно без взаимодополняющих его составляющих:

  • Нравственное воспитание
  • Интеллектуальное воспитание
  • Физическое воспитание
  • Эстетическое воспитание

Основа успешности и социальной адаптации ребенка его нравственное воспитание.

Старшие дошкольники уже способны анализировать как свое, так и чужое поведение, осознавать его причины и вероятные последствия. У них появляется способность к самоконтролю и самоорганизации, умение договариваться и находить пути выхода из затруднительных ситуаций. Задачей родителей и воспитателей является привитие ребенку обязательности и ответственности, дисциплинированности, усидчивости, усердности и целеустремленности, внимательности.

В возрасте 5-6 лет ребенку уже вполне по плечу некоторые домашние обязанности, поэтому не стоит отмахиваться от его желания помочь по хозяйству. Более того, убирать свои игрушки и рабочее место, заправлять постель, помнить о личной гигиене, одеваться старший дошкольник должен сам. Огромное значение для деток этого возраста имеет общение со сверстниками. Именно коллективные игры учат маленького члена общества строить взаимоотношение с окружающими, помогают осознать существование неких правил и норм поведения.

Основы умственного развития.

Частой ошибкой взрослых является убеждение, что критерием готовности 6-7-летнего малыша к школе можно считать знание основ арифметики, азбуки, навыки чтения по слогам, написания элементов букв. Однако больше усилий стоит направить на поддержание и удовлетворение любознательности ребенка, которая к этому возрасту достигает своего апогея. Старший дошкольник уже обладает наблюдательностью и способностью анализировать ситуацию, приходить к собственным умозаключениям. Важно поддержать его заинтересованность в познании окружающего мира, давать исчерпывающие ответы на вопросы, проводить беседы с объяснением причин того или иного явления.

Залог крепкого здорового организма – физические нагрузки.

В пятилетнем возрасте у деток происходят изменения в их физическом развитии. К этому времени у малышей крепчает костная система, наблюдается интенсивное развитие моторики, вестибулярного аппарата, соотношение набора массы тела и роста снижается. Посещение спортивных секций, систематические прогулки на открытом воздухе, подвижные игры, утренняя зарядка помогут растущему организму окрепнуть и подготовят к нагрузкам, ожидающим его в школе.

Приобщение к красивому – способ воспитать ценителя эстетики.

Ребенок 5-7 лет открыт эмоционально и восприимчив ко всему, что его окружает. У деток активизируются созидательные функции, они начинают замечать красоты окружающей природы. Чувствительность к музыке, искусству у них хорошо развита, поэтому совместное посещение выставок и галлерей, концертов, музеев и обсуждение увиденного поможет раскрыть в дошкольнике индивидуальные таланты. Начиная с дошкольных лет, следует задействовать малыша в театральных, танцевальных кружках, занятиях по вокалу, лепке, рисованию. Разучивание стихотворений, чтение и обсуждение рассказов и пьес способствует также развитию памяти, воображения, мышления, построения речи.

Сколько бы усилий не прилагали родители и педагоги к воспитанию старшего дошкольника стоит учитывать, что дети очень проницательны и склонны к копированию модели поведения взрослых. Поэтому важно помнить о главном правиле хорошего воспитания ребенка – заслужить его уважение и стать примером достойным подражания.