Воспитание дошкольника. Культурный аспект

Развитие понимания пристойных манер в обществе – приоритетная задача для каждого педагога. Глубокая духовность, моральность, умение сопереживать для зрелой личность просто необходимы, чтобы жить полной жизнью, чувствовать себя комфортно и востребовано в окружающем социуме.

Для малышей дошкольного возраста высокая мораль – это всего лишь набор непонятных высокопарных изречений. Первые шаги к хорошему поведению проявляются в протянутой руке сверстнику, жалости к бездомному животному, восторге от радуги после дождя. Вселенная дошкольника – бушующий океан непонятного. Для воспитателя очень важно рассмотреть первые проявления человечности и направить их в нужное русло.

Что такое хорошо, что такое плохо?

Стремительные перемены в истории неизбежно ведут к смене нравов. Современное общество, в частности молодое поколение, имеет размытое представление о моральных принципах жизни в обществе. Чрезмерная привязанность к материальным ценностям приводит к воспитанию меркантильного наследия. Проблема замещения, а порой и вытеснения духовных приоритетов – насущная проблема современного воспитательного процесса. Однако, нет места отчаянью. Сегодняшние малыши – основа морально здорового социума завтра.

Понятия «культурного человека», «хороших манер», «культуры поведения» для дошкольников включают в себя:

  • честность,
  • сочувствие и милосердие,
  • уважение,
  • умение договариваться,
  • самодисциплина,
  • патриотические чувства,
  • речевая образованность,
  • ответственность.

История развития человечества знает множество субкультур, со своими принципами и кумирами. Истерические условия могут вносить свои коррективы в перечень культурных ценностей, однако основные поведенческие и нравственные нормы должны прививаться ребенку с раннего детства.

Думай, что ты говоришь

В современном понимании культура общения базируется на культуре речи и развитии у дошкольников коммуникативных способностей. Перед вступлением в первый класс ребенок должен владеть оптимальным запасом слов, осознанно строить речевые обороты, уметь выразит свою мысль. Отдельный аспект – терпение. Малыши, общаясь в своем первом коллективе, учатся терпеливо слушать. В будущем умение выслушать и извлечь полезную информацию станет основой успешного обучения, источником знаний.

Воспитание дошкольника. Культурный аспект

На сегодняшний день воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста всецело зависит от грамотно подобранных, индивидуальных методов и личностного примера воспитателя. Манера ведения беседы зрелой личности закладывается в раннем детстве. Воспитатель обязан научить ребенка слаженно и четко интерпретировать свои мысли, не вмешиваться в речь собеседника, не отворачиваться, выдерживать взгляд, следить за своими движениями во время разговора, уметь правильно и своевременно строить обращение, выбирать тон. Дети во всем копирую взрослых. Очень сложно приучить ребенка говорить четко, внятно и спокойно, если он зачастую слышит ругань, крики, раздраженные вычитки.

Веди себя прилично

В мире взрослых ребенок – иностранец. Он плохо знает язык, плохо ориентируется на местности и совершенно не знает обычаев и поведенческих норм. Современное дошкольное воспитание культуры поведения основывается на взаимоотношениях в первом детском коллективе. Эффективность процесса всецело зависит от атмосферы, которую сумеет выстроить воспитатель.

Жизнь коллектива подчиняется определенным правилам. Но малыш не привык спешить и прикладывать массу усилий, он пришел из жизни, где все за него делали взрослые. Встречаясь с раздражительностью и упреками о медлительности и неумении, ребенок и сам учится упрекать.

Акцент на уважении

В мире незнакомых правил и дисциплинарных рамок нужен надежный проводник. Уважайте незнание малыша, его неопытность. Уважайте усердный труд познания! Уважайте разочарование неудач и слезы! Воспитать трепетное отношение к старости и слабости можно только посредством внимательного отношения к ребенку.

Слезы упрямства, капризы – это сигнал протеста и непонимания, призыв на помощь. Ребенок устал от стеснений и принуждений, он еще не успел освоит строгие нормы, ему необходима уважительная поддержка взрослого, сильного, умеющего. Воспитатель должен понимать насколько трудно маленьким ручкам быстро и качественно справляться с поставленными задачами, как самоотверженно он старается и сколько усилий прикладывает.

Понимание взрослого делает малыша сильнее, развивает самостоятельность, уверенность в себе и собственных силах. Во взрослой жизни сегодняшний малыш станет полноценным членом общества, с умением терпеливо и милосердно относится к чужим неудачам и способностью вовремя предложить свою помочь.