Образование в детском саду призвано не обучать ребенка, его цель – воспитание детей. В наши дни программы для воспитания малышей дошкольного возраста — итог кропотливой работы команды психологов, педиатров, педагогов. В отличие от школьной программы, у них нет строгого регламента. Детские сады вправе выбирать свою программу из предложенных и одобренных Министерством образования РФ. Специалисты, работающие в ДОУ, могут вносить небольшие изменения в учебный план, в зависимости от разных факторов, но основные базовые знания ребенок должен получить.
Отказ от единой Типовой программы произошел в 1991 году, так как она исключала индивидуальный подход к малышу, а ее содержание морально устарело. С тех пор дошкольное образование включает весь накопленный мировой опыт педагогики, подтвержденный практикой и научными исследованиями.
По каким программам занимаются дошкольники
Программы, принятые в РФ, делятся на две части: комплексные и парциальные. Большинство детских садов РФ работают по комплексным системам дошкольного образования, так как они охватывают всестороннее развитие ребёнка, а именно:
- Развитие умения мыслить абстрактно и логически.
- Формирование навыков, связанных с искусством: музыкальных и художественных способностей.
- Повышение двигательной активности, физическое воспитание.
- Знакомство с основами культуры и народным творчеством.
- Развитие речи.
Программы с комплексным подходом подразумевают ограничения занятия во времени, ежегодное планирование, взаимосвязь между направлениями. Обучение по такой системе проходит в группе детей одного возраста с преемственностью в дальнейшем: из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную.
Так называемый парциальные программы делают упор на развитие каких-нибудь особенности ребенка. Есть системы, воспитывающие в детях экологическое сознание, есть обучающие азам экономики, есть с углубленным изучением языков. В центрах, обучающих по такой системе, могут быть разновозрастные группы. Длительность урока регламентируется педагогом в интересах детей.
Самые известные системы обучения
Одной из первых систем дошкольного обучения, соответствующих ФГОС, стала «Радуга». Эта программа включает семь основных направлений развития дошкольника. «Одаренный ребенок» — улучшенный вариант «Радуги». Также популярны системы «Истоки», «Детский сад – дом радости».
Из парциальных программ самое большое распространение получила система ТРИЗ. Ее основа –научить ребенка взаимосвязи событий, логическому и абстрактному мышлению. Созданная профессором С. Козловой методика «Я-человек» учит ребенка ориентироваться в окружающем мире, находить свое место в нем.